Росица (rositsa) wrote,
Росица
rositsa

Category:

Цветные

Текст представляет собою сделанный мной перевод соответствующей статьи из английской Википедии (за исключением заключительной части, с включением отдельных абзацев из соответствующей русской статьи).

Большая цветная семья с ветвями в Кейптауне, Кимберли и Претории

Расово-демографическая карта ЮАР, опубликованная в 1979 ЦРУ по данным переписи 1970.

Доля цветных в населении ЮАР в 2001

Плотность цветного населения ЮАР в 2001

Самоназвание: Kleurlinge, Bruinmense, Bruin Afrikaners, Coloured
Современный ареал расселения и численность: ЮАР (4 424 100 или 8,8 %), Намибия (6-8%), Зимбабве (0,5%)
Язык: западно-капский африкаанс, южноафриканский английский, ранее малайско-португальский
Религия: христианство (80%), ислам (5%),
Расовый тип: смешанный
Родственные народы: африканеры, коса, кой-коин
Этнические группы: капские цветные, капские малайцы, бастеры, гриква
Происхождение: сложились на основе европейцев, бушменов, банту, койсанских народов, выходцев из Индонезии, Малайи, Мадагаскара, Маврикия

В Южной Африке, Намибии, Замбии, Ботсване и Зимбабве термин «цветные» (африкаанс Kleurlinge, Bruinmense «коричневые люди», Bruin Afrikaners «коричневые африканцы»; англ. Coloured) относится или относился к особой группе людей смешанного происхождения, которые хотя и имеют предков из Африки южнее Сахары, но этого недостаточно, чтобы относиться к чёрным по южноафриканскому законодательству. Своё название они получили от разных оттенков коричневого цвета кожи: от молочного до почти чёрного. Наиболее значительную долю населения они составляют в ЮАР.

В их происхождение значительный вклад внесли выходцы из Европы, Индонезии, Мадагаскара, Малайзии, Мозамбика, Маврикия, острова Св. Елены и Южной Африки (койсанов и банту). Если не считать разнообразных комбинаций этих этнических групп в Западном Кейпе, где развилась специфическая культура «капских цветных» и связанная с ней культура капских малайцев, в других частях Южной Африки появление цветных обычно было результатом контактов двух различных народов. Генетические исследования доказали, что эта этническая группа – наиболее пёстрая по происхождению в мире. Однако по женской линии, согласно данным исследований митохондриальной ДНК, наиболее значимым является вклад койсанского населения.

Происхождение

Формирование цветного населения началось в XVII-XVIII вв. в голландской Капской колонии. В Квазулу-Натале большинство цветных происходят от британцев и зулусов, в Зимбабве – от шона или ндебеле, смешавшихся с британскими и африканерскими поселенцами, гриква – от койсанов и бурских скотоводов-кочевников. Несмотря на эти важные различия, факт, что они происходят от людей более чем одной расы, означает, что в Южной Африке они являются цветными. Но самим этим людям не нужна такая самоидентификация. Они называют себя чёрными, койсанами либо просто южноафриканцами. История расовой сегрегации и классификации в Южной Африке и соседних странах показывает, что правительства помещали всех таких людей «смешанной расы» в общую категорию. Власти времён империй и апартхейда классифицировали их как цветных. Кроме того, другие этнические группы традиционно рассматривали их как отдельную группу.

В период апартхейда правительство употребляло термин «цветные» для описания одной из четырёх главных расовых групп согласно закону: чёрные, белые, цветные и индийцы. (Все четыре термина были определены в законах того времени.)

Многие гриква начали идентифицировать себя как цветных в период апартхейда. В том, чтобы так классифицировать себя, были определённые преимущества. Например, цветные не были обязаны носить «dompas» (пропуск – документ, предназначенный для ограничения передвижения небелых), в то время как гриква, которые рассматривались как коренная африканская группа, – обязаны.

Цветные составляют большинство населения в Западном и Северном Кейпе (до двух третей). Большинство говорит на африкаансе, около 10-15% считают родным языком английский, особенно в Восточном Кейпе и Натале. Однако практически все кейптаунские цветные – билингвы. Некоторые легко переключаются между «Kaapse taal» (креолизированный диалект африкаанса, на котором говорят главным образом в Cape Flats), «suiwer Afrikaans» (нормативный африкаанс, который преподаётся в школах) и английским. Культура цветного населения в значительной степени более близка к белому или европейскому, чем к африканскому. Популярны современные европейско-американские ритмы.

Период до апартхейда

Цветные играли важную роль в борьбе против апартхейда и его предшествовавшей ему политики. Основанная в 1902 Африканская политическая организация объединяла только цветных. Её лидер Абдуллах Абдурахман объединил политические усилия цветных на многие годы. Позже многие цветные вступали в АНК и Объединённый демократический фронт. Но и в этих организациях, и в других многие цветные активно боролись против апартхейда.

Для большинства цветных ЮАР и Намибии родной язык – африкаанс, точнее, его особый «цветной» диалект. Английский является родным для 10-15 % цветных и очень широко используется как второй язык. В прошлом цветные индонезийского происхождения (капские малайцы) говорили на креолизированном малайско-португальском языке, оказавшем влияние и на африкаанс, на который они со временем перешли. По вероисповеданию большинство цветных – христиане протестантского толка, но выделяется небольшая группа (около 200 тыс. человек) последователей ислама, которыми являются капские малайцы.

Политические права цветного населения различались в зависимости от места и с течением времени. В XIX в. в Капской колонии они теоретически имели такие же права, как и белые, хотя уровни образования и доходов у них сильно различались. В Трансваале и Оранжевом Свободном государстве у них было мало прав. Цветные избирались членами муниципалитета Кейптауна (в т. ч. на протяжении многих лет – Абдурахман). При создании ЮАС цветные получили право голоса, хотя с 1930-х они могли выбирать только белых. Они часто бойкотировали выборы в знак протеста. Возможно, на выборах 1948 это помогло Националистической партии (НП), программа которой предусматривала лишение цветных избирательных прав.

Цветные также подвергались принудительному переселению. Например, правительство переместило цветных из многорасового кейптаунского района Шестой округ, который позднее был снесён бульдозерами. Жителей в зависимости от расовой принадлежности переселили в разные городские районы в Кейп Флэт. Кроме того, в условиях апартхейда цветные получали образование худшее, чем белые, хотя и лучшее, чем чернокожие.

Период апартхейда

Стрейдом занимался ограничением прав цветных. Его правительство увеличило число членов сената с 48 до 89. Все дополнительные сенаторы были из Националистической партии, что увеличило её представительство в целом до 77 человек. Билль о кворуме апелляционного отдела увеличил число судей, необходимых для принятия апелляционным судом конституционных решений, с 5 до 11 человек. Стрейдом, зная, что у него есть две трети голосов, провёл совместное заседание парламента в 05.1956. Это позволило внести поправки в закон о голосовании цветных, известный как Южноафриканский акт.

Цветные были внесены в отдельный избирательный список, по которому они могли избирать 4 белых, которые представляли бы их интересы в нижней палате парламента. 2 белых избирали в провинциальный совет Капской провинции, а генерал-губернатор мог назначить одного сенатора. Многие, как чёрные, так и белые, были этим недовольны. Особенно активным был «Отряд "Факел"» (организация, возникшая в ходе деятельности Легиона «Спрингбок» – организации ветеранов Второй мировой), заставил услышать себя и «Чёрный кушак» (белые женщины, одинаково одетые и стоящие на перекрёстках с плакатами).

Многие цветные отказались регистрироваться в новом избирательном списке. Число цветных избирателей резко сократилось. В следующих выборах участвовали только 50,2 % из них. Они не были заинтересованы в голосовании за белых представителей – многие считали это бессмысленным.

В 1968 правительство создало департамент по делам цветных, а вслед за этим в 1959 – союз для решения проблем цветных. В последний входило 27 членов, и он служил для консультаций между правительством и цветным населением. Созданный в 1964 совет, представляющий цветное население, реально так и не смог заработать. В 1969 цветные избрали в него 40 человек, ещё 20 человек входили в него по представлению правительства. Таким образом, всего в составе совета было 60 членов.

В 1983 реформированная конституция позволила цветному и азиатскому меньшинствам ограниченное представительство в отдельной и подчинённой палате трехпалатного парламента. Поддержка этого начинания была ограниченной. Это была часть изменений, в ходе которых цветное меньшинство смогло пользоваться ограниченными правами, однако чёрное большинство должно было стать гражданами бантустанов. Такие отдельные преобразования были предметов переговоров, которые велись с 1990 с целью предоставления права голоса всем южноафриканцам.

Период после апартхейда

Цветные в большей степени склонны голосовать за белые партии ЮАР. В ходе выборов 1994, в которых участвовали представители всех рас, многие цветные голосовали за белую НП, которая в прошлом угнетала их. НП преобразовалась в Новую национальную партию (НП) в т. ч. и потому, что хотела добиться расположение небелых избирателей. Этот политический альянс, часто сбивавший с толку посторонних, иногда объяснялся тем, что африкаанс является общим языком и для белых, и для цветных членов ННП, которая была против программы «позитивных действий», предполагавшей оказывать предпочтение чёрным африканцам, или прежними привилегиями (например, посты муниципальных служащих), которых цветные опасались лишиться после прихода к власти АНК.

С этого времени цветные политики продолжали играть важную роль в Западном Кейпе, особенно в оппозиционных партиях. В частности, они рассматривали Западный Кейп как место, где они могут успешно противостоять правящему АНК. Демократический альянс (ДА) завоевал голоса части избирателей ННП и получил сравнимую поддержку со стороны цветных. На выборах 2004 ННП выступила крайне неудачно. ДА добился поддержки цветных на муниципальных выборах 2006 в Кейптауне.

Патрисия де Лилль (Patricia de Lille), лидер Независимых демократов (НД), не называет себя «цветной», но многие считают её таковой. Партия НД нашла поддержку в среде цветных и добилась заметных результатов на муниципальных и местных выборах 2006, особенно в районах Западного Кейпа с преимущественно цветным электоратом.

Политический активист Питер Маре (Peter Marais) (бывший лидер провинциального отделения ННП) также смог представить свою Новую лейбористскую партию как выразителя политических интересов цветного населения.

Существенными были также поддержка цветными АНК и их членство в этой партии как во время апартхейда, так и до и после него. Заслуживают внимания такие вступившие в АНК цветные политики, как Ибрагим Расул (Ebrahim Rasool) (предыдущий премьер Западного Кейпа), Дипуо Петерс (Dipuo Peters), Беатрис Маршофф (Beatrice Marshoff), Манне Дипико (Manne Dipico), Джон Схуурман (John Schuurman) и Алан Хендрикс (Allan Hendrickse). В 2009 на национальных и провинциальных выборах ДА выиграл борьбу за контроль за Западным Кейпом и с тех пор вступил в союз с НД.

АНК имел определенный успех у цветных избирателей, в частности среди рабочих, состоящих в профсоюзах, и среднего класса. Некоторые цветные выражали недоверие АНК, замечая, что «небелым хватит жить при апартхейде, нечёрным хватит жить при АНК». На выборах 2004 избиратели в районах, традиционно населённых цветными, вели себя пассивно.

Южноафриканский регион

Термин «цветные» также используется для описания людей смешанной расы в Намибии, по отношению к той части койсанов, которые имеют белых предков. Намибийские бастеры официально считаются отдельной этнической группой, которая иногда считается подгруппой цветного населения страны. При южноафриканском управлении политика и законы апартхейда были распространены и на эту территорию, которая называлась Юго-Западной Африкой, и отношение к намибийским цветным было сравнимо с отношением к южноафриканским.

Ещё термин «цветные» или «Goffal» используется в Зимбабве, где, в отличие от ЮАР и Намибии, большинство населения смешанной расы, имеющее африканских и европейских предков, произошли от потомков европейских мужчин и женщин народов шона и ндебеле. При правлении в Родезии белого меньшинства цветные имели больше прав, чем чёрные африканцы, включая полное избирательное право, однако они всё же сталкивались с серьёзной дискриминацией.

Также термин «цветные» употребляется в Свазиленде.

Кухня

Многие блюда южноафриканской кухни восходят к цветным. Это:
– боботи (bobotie) (запеканка из мяса или рыбы, залитых молоком и яйцами, возможно, с пряностями или фруктами);
– блюда из рыбы «капский снук» (snoek), или барракута (не путать с барракудой; рыба семейства гемпиловых; латинское название – Thyrsites atun);
– куксистерс (koeksisters) (маленькие сладкие пончики-плетёнки, политые сиропом);
– бреди(с) (bredie(s)) (мясное рагу с овощами или картошкой);
– малайские роти (roti) (пресные лепёшки из пшеничной муки, наподобие тонкого лаваша).
Они являются основой рациона не только цветных, но и других жителей Южной Африки. Большинство этих блюд известно на протяжении многих поколений.

(За консультацию спасибо tdvtdv и tiomkin).

Критика по переводу приветствуется.
Tags: !политическое, !этнографическое, !южноафриканское, ЮАР, народы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments